До сих пор онкологические заболевания остаются табуированной темой. Основные причины этого – низкая информированность и страх перед заболеванием. Боязнь услышать диагноз мешает пройти обследование, своевременно обратиться к специалисту.

Как только дело касается рака груди, то ко всем этим волнениям добавляется сильнейший психологический дискомфорт. Женщины боятся стать непривлекательными, «неполноценными». Постоянно откладывая визит к маммологу, представительницы прекрасного пола неоправданно рискуют, ведь вероятность развития рака молочных желез в среднем составляет около 12%.

Такие немалые цифры объясняются просто. Раковая опухоль возникает в результате бесконтрольного деления клеток. Поскольку клетки молочной железы быстро регенерируют, возникает риск мутаций в новых клетках.

Раковая опухоль может возникнуть в любой части железы. Онкопатологии бывают:

1. Протоковый рак. Новообразование развивается из эпителиальных клеток, которые покрывают молочные протоки. Сама опухоль может локализироваться только в протоке или выходить за его пределы. На этот тип онкопатологии приходится большинство случаев рака груди.
  2. Дольковый рак. Новообразование развивается из железистых клеток.

Также встречаются иные онкопатологии: опухоли соска, метапластический рак, медуллярный рак.

Начальные стадии заболевания проходят без ярко выраженных симптомов, но есть ряд общих тревожных признаков:

• увеличение лимфатических узлов в подмышечных впадинах, в том числе и только с одной стороны;
  • дискомфортные или болезненные ощущения в груди;
  • выделения из соска, изменение его вида (увеличение, изменение цвета, втяжение);
  • изменение тургора кожи;
  • изменение формы груди, особенно несимметричное;
  • плотное образование.

Из-за быстрой регенерации клеток молочной железы нередки доброкачественные новообразования. Один из мифов о раке утверждает, что доброкачественную опухоль можно оставить без внимания и прожить с нею всю жизнь. Отчасти это соответствует истине, но иногда доброкачественная опухоль переходит в злокачественную. Поэтому стоит наблюдать даже за образованиями, лишенными патологического процесса.

Также с предельной внимательностью стоит относиться к своему здоровью женщинам из группы риска. Ее критерии:

• возраст старше 50 лет;
  • перенесенный ранее рак груди, кожи или яичников;
  • в семейном анамнезе у родственников одной линии диагностировался онкопроцесс;
  • сахарный диабет;
  • лишний вес;
  • длительная гормонотерапия;
  • наступление менопаузы после 55 лет.

Диагностика онкопатологий молочной железы проходит в несколько этапов. Самым первым шагом при обследовании является пальпация. При обнаружении подозрительных уплотнений пациенткам назначается УЗИ, маммография (рентгенологическое исследование), МРТ.

Исследования может подтвердить или опровергнуть подозрения специалистов. В случае, если уплотнение не является естественным (расширение протоков, к примеру), а относится к новообразованиям неуточненного генеза, проводится забор тканей опухоли. Биопсия может быть:

1. Тонкоигольная аспирационная. Проводится при подозрении на поражение лимфатических узлов.
  2. КОР-биопсия. Забор проводится специальной иглой.

Биопсия проходит под УЗИ контролем. Полученный материал направляется на гистологическое исследование, по итогам которого определяется тип опухоли.

Стадии рака обозначают по общепринятой системе TNM, где T – размер новообразования, N – степень поражения лимфоузлов, M – наличие метастазов.

Значения индексов:

• Т1 – размер новообразования меньше 2 см;
  • Т2 – 2-5 см;
  • Т3 – более 5 см;
  • Т4 – опухоль выходит на грудную стенку, кожу;
  • N0 – в лимфоузлах метастазы не обнаружены;
  • N1 – метастазы в лимфоузлах, не спаянные;
  • N2 – метастазы в лимфоузлах, спаянные между собой;
  • N3 – метастазы в надключичных лимфоузлах, метастазы в подмышечных лимфоузлах;
  • M0 – метастазы отсутствуют;
  • М1 – метастазы есть.

Лечение

В нашей клинике решение по типу лечения принимается в ходе консилиума, на котором присутствуют специалисты разных областей. Это хирурги, радиотерапевты, химиотерапевты, онколог, который курирует больного. Немаловажно, что лечащий врач назначается при поступлении в клинику и ведет больного до самой выписки. Это позволяет сэкономить время, так необходимое пациентам.

На каждом этапе лечения больной с онкопатологией может пообщаться с клиническим психологом, пренебрегать помощью в этот непростой период не нужно.

При раке груди используются следующие методы лечения:

1. Хирургический. Новообразование удаляется вместе с некоторым количеством прилегающих тканей в ходе операции – лампэктомия, удаление всей молочной железы — мастэктомия.
  2. Химиотерапия. Метод заключается в постепенном введении лекарственного препарата, который разрушает опухолевые клетки. Может проводиться до операции или после. Обязательно сочетается с поддерживающей терапией, поскольку продукты опухолевого распада вызывают сильную интоксикацию.
  3. Радиотерапия или лучевая терапия.
  4. Гормональная терапия. Используется для гормонозависимых опухолей.
  5. Таргентная терапия.

За последние несколько лет лечение онкологических заболеваний существенно преобразилось.

Современные способы борьбы с опухолями молочной железы позволяют обойтись без мастэктомии у пациенток, которым она требовалась. К примеру, при гормонозависимых новообразованиях можно подобрать комбинированное лечение из гормональной терапии и химиотерапии, которое уменьшит размеры опухоли и, соответственно, позволит уменьшить объем хирургического вмешательства.

Пациенткам в ремиссии и женщинам, не болевшим раком, нужно соблюдать профилактические меры:

• отказ от вредных привычек;
  • контроль веса;
  • самодиагностика;
  • отказ от гормональной терапии, если есть такая возможность.

Профилактика весьма несложная, но эти превентивные меры позволят застать болезнь на ранних стадиях или вовсе ее предотвратить. На данный момент в России женщинам, у которых в семейном анамнезе были случаи рака груди или яичников у родственников одной линии не проводят профилактическую мастэктомию, хотя, в целом, подобная мировая практика есть.