Рак желудка – это группа злокачественных заболеваний, исходящих из эпителия слизистой поверхности желудка.

Причины возникновения разнообразны, к основным факторам относят:

• наследственность (генетическая предрасположенность);
  • инфицирование бактерией Helicobacterpylori;
  • вредные привычки (курение, злоупотребление алкоголем);
  • погрешности в диете (чрезмерно соленая, острая, жареная, консервированная пища способствует развитию патологии).

Существует несколько видов классификаций, среди которых рассматривается локализация отдела желудка, распространенность процесса (эпителиальные и инвазивные), тип злокачественных клеток. Диагноз основывается на морфологическом исследовании образца взятой из желудка ткани и ее гистологической  характеристике.

Самой агрессивной и распространенной формой является аденокарцинома:

• кишечного типа;
  • диффузного типа;
  • смешанного типа;
  • неклассифицируемые типы (морфологические характеристики не подходят к описанным выше изменениям).

Стадии заболевания по системе TNM отображают распространение опухоли в ткань желудка (Tх-Т4в), поражение  лимфоузлов (Nх-N3) и наличие метастаз (Мх-М1).

Симптомы

Клинические симптомы рака желудка можно условно разделить на проявление изменений в общем состоянии организма и местные специфические признаки.

К симптомам общего характера относятся:

• слабость, недомогание, хроническая усталость;
  • беспричинное снижение веса;
  • анемия.

«Желудочные» проявления:

• снижение аппетита;
  • тошнота, тяжесть и вздутие после приема пищи;
  • боли в эпигастрии.

Признаки, зависящие от локализации процесса в той или иной области:

• дисфагия (нарушение глотания) – опухоль кардиоэзофагеального отдела;
  • рвота съеденной непереваренной пищей – рак антрального отдела с пилоростенозом;
  • чувство переполнения при приеме небольшого количества пищи из-за уменьшения объема желудка – диффузно-инфильтративный рак;
  • кровотечение и резкие боли, связанные с перфорацией стенки желудка, характерны при изъязвлении опухоли.

Диагностика

Лабораторное обследование предполагает выполнение общего развернутого анализа крови, биохимического анализа, исследование системы гемостаза, общего анализа мочи.

Инструментальные методы обследования включают в себя:

1. Эндоскопия пищевода, желудка, двенадцатиперстной кишки (эзофагогастродуоденоскопия) с мультифокальной биопсией опухоли в 6-8 участках и последующим морфологическим исследованием.
  2. Эндосонография.
  3. Рентгеноскопия пищевода, желудка и двенадцатиперстной кишки с контрастом.
  4. КТ или МРТ органов брюшной полости и малого таза, забрюшинного пространства, грудной клетки.
  5. УЗИ региональных лифоузлов.

При необходимости по назначению специалистов проводятся дополнительные обследования как перед началом лечения, так и в процессе с целью контроля результатов.

Лечение рака желудка

Хирургическое лечение

При «раннем» раке желудка возможно выполнение эндоскопического оперативного вмешательства – эндоскопическая резекция слизистой оболочки желудка (с диссекцией подслизистого слоя при необходимости). Это обусловлено малыми размерами опухоли, отсутствием или небольшой степенью инвазии в стенку органа, низким процентом метастазирования.

При невозможности выполнения эндоскопического метода проводят классическое хирургическое вмешательство открытым или лапароскопическим доступом.

В зависимости от локализации и степени поражения органа, проводятся различные объемы операции:

• проксимальная субтотальная резекция желудка;
  • дистальная субтотальная резекция желудка;
  • гастрэктомия (полное удаление желудка).

При поражении региональных лимфоузлов хирургами решается вопрос об их удалении.

Химиотерапия

Подразумевает несколько вариантов проведения:

1. Периоперационная (проводится перед и после операции для улучшения и закрепления результатов в формате внутривенных капельниц) – препаратами доцетаксел, оксалиплатин, фторурацил.
  2. Адъювантная (через 4-6 недель после операции) – препаратами капецитабин (внутрь), оксалиплатин (внутривенно).
  3. Послеоперационная химиолучевая терапия – рекомендована в случае нерадикального хирургического вмешательства.

Обезболивающая терапия

Пациентам с хроническим болевым синдромом рекомендовано назначение многокомпонентной медикаментозной трехступенчатой терапии и регионарной анестезии.

Прогноз

В случае развития рака желудка дальнейший прогноз связан со стадией обнаружения и началом лечения.

На первой стадии заболевания вероятность полного выздоровления высока – до 70-80%. Проблема в том, что выявить заболевания на таком раннем этапе удается крайне редко. При наличии второй стадии благоприятный исход составляет в среднем 50-56%. У пациентов с третьей и четвертой стадией рака желудка прогноз менее утешителен и варьирует от 5 до 30 процентов.

Именно поэтому, крайне важное значение имеет своевременная диагностика онкологических заболеваний. На первичном приеме в клинике врач заподозрит развитие патологического процесса, даст необходимые рекомендации и направления на обследования.

Не менее важна всесторонняя поддержка больного на каждом этапе лечения. В клинике Evro Cityclinic есть возможность проведения химиотерапии по полису ОМС согласно зарегистрированным государственным  протоколам и поддерживающей терапии с целью коррекции качества жизни.

Учитывая, что рак желудка в России занимает пятое место по частоте возникновения в структуре онкопатологии, для пациентов разработаны программы реабилитации на разных уровнях лечения: энтеральное и парэнтеральное нутритивное пособие, ЛФК, многокомпонентное купирование болевого синдрома, занятия с психологом.

Рекомендации по профилактике заболевания

С целью предотвращения заболевания рекомендовано:

• отказ от злоупотребления пищи, оказывающей термическое, механическое, химическое повреждение слизистой желудка;
  • отказ от курения и алкогольный напитков;
  • раннее обращение за помощью и лечение предрасполагающих заболеваний (гастрита, эзофагита и др.);
  • при наличии в семейном анамнезе лиц с онкопатологией ЖКТ –регулярные обследования и наблюдение, прохождение диспансеризации.

Следует помнить, что своевременное обращение к врачу повышает выявляемость патологических процессов и повышает шансы на успешное лечение.