Молекулярная диагностика

Молекулярная диагностика представляет собой комплекс способов для проведения специфического анализа нерегулярных биополимеров: РНК, белков, ДНК. Она позволяет увеличить степень персонификации медицины и подобрать лечение с учетом индивидуальных особенностей пациента и его заболевания. Методика относится к категории лабораторных, редко требует серьезных инвазивных манипуляций. Биоматериалом для исследования может служить кровь из вены, волосы, ногти, другие биологические жидкости. При оценке опухолей используется материал, полученный в ходе биопсии.

Цели молекулярной диагностики следующие:

• постановка точного диагноза при наследственных и некоторых инфекционных (ВИЧ, гепатиты, лейшманиозы, ВПЧ) заболеваниях;
  • оценка риска развития онкологической и наследственной патологии;
  • таргетированный подбор лекарств, увеличение эффективности терапии.

Генетический анализ применяется в аллергологии, онкологии, перинатальной медицине, фармакогенетике, в научных изысканиях.

Используется несколько видов исследования:

• полимеразная цепная реакция — количество генетического материала в пробе искусственно увеличивается, после чего подвергается изучению;
  • метод флюоресцентной гибридизации (FISH) — объектом исследования становятся уникальные нуклеотидные соединения отдельно взятой хромосомы;
  • микрочипирование — материал совмещается с микротестами на чипе, исследуется реакция маркеров.

Исследование рекомендуется проводить при онкологических заболеваниях и при их наличии у близких родственников, при высоком риске генетической патологии, при появлении аллергических реакций, а также с целью подбора оптимальных лекарственных схем. Помимо сказанного, МГД может применяться в спортивной медицине для оценки перспектив роста в тех или иных дисциплинах.

Врачи «ЕвроСитиКлиник» выдают направление на молекулярно-генетическую диагностику в лаборатории, оснащенные современным высокоточном оборудовании, с использованием передовых методов, включая секвенирование генома. В зависимости от выбранного способа время ожидания результатов может составлять от 3–4 до 20–30 дней. Как до исследования, так и после него вы можете получить консультацию врача-генетика, который определит показания к процедуре и оптимальный метод работы, а также поможет оценить полученные результаты. На основании полученных результатов исследования специалисты нашей клиники ставят диагноз и назначают соответствующее лечение.

Орлов Сергей Владимирович, врач-онколог, д.м.н., профессор, член‑корреспондент РАН
Орлов Сергей Владимирович
Врач-онколог, д.м.н., профессор, член‑корреспондент РАН

Молекулярная диагностика — высокотехнологичный метод обследования, который получил широкое применение благодаря легкости забора материала и сравнительно невысокой стоимости. Для лабораторного тестирования подходит практически любой биоматериал: кровь, фрагменты ногтевой пластины, волосы, частицы кожи и т. д. С помощью молекулярной диагностики можно обнаружить белки, ДНК, РНК, что дает возможность уточнить и подтвердить диагноз, а также более персонифицированно подойти к вопросу подбора терапии. Применение МД обосновано во многих сферах медицины, однако наиболее востребованной она является в онкологии, аллергологии, планировании семьи, генетике.