Рак мочевого пузыря

Рак мочевого пузыря – это злокачественное новообразование слизистой оболочки органа или его стенки, склонное к прогрессированию и рецидивному течению.

Среди причин развития заболевания большая доля приходится на воздействие канцерогенных веществ, выделяемых мочой, на уротелий.

Курение табака является наиболее значимым фактором риска из-за содержания в дыме ароматических аминов и углеводородов, пагубно влияющих на эпителий мочевыводящих путей. Их канцерогенное содержание так же доказано при производстве красильных, каучуковых, резиновых, пластмассовых изделий. Радиационное облучение области таза и гениталий увеличивает риск развития онкопатологии.

На возникновение рака мочевого пузыря способны влиять некоторые лекарственные вещества: фенацетин, циклофосфамид, пиоглитазон; паразитарные агенты (шистосомы), хронические воспалительные заболевания мочевыводящих путей (цистит).

Гистологическая классификация представлена агрессивными формами карциномы разной степени дифференцировки и строения (папиллярные и плоские опухоли).

Симптомы

Ранние стадии заболевания часто протекают бессимптомно или имитируют  картину воспалительных заболеваний тазовых органов: мочекаменная болезнь, простатит, инфекции мочеполовых путей. Имеющаяся при этом микрогематурия способна диагностироваться только при микроскопическом исследовании мочи.

Развернутая симптоматика, сигнализирующая о инвазивной форме, представлена следующими признаками:

• безболевая гематурия (наличие крови в моче видно невооруженным глазом, за счет чего моча окрашивается в красный цвет);
  • ложные позывы к мочеиспусканию;
  • учащенное и болезненное мочеиспускание;
  • тазовые боли;
  • поясничные боли, связанные с блоком устья мочеточника опухолевой тканью и развитием гидронефроза.

Признаки генерализации процесса:

• боли в костях (при метастазировании);
  • быстрая утомляемость и слабость;
  • кахексия;
  • анемия.

Диагностика

При осмотре врачом проводится пальпация мочевого пузыря и области почек, регионарных лимфоузлов, определение симптома поколачивания. Обязательно проведение бимануальной ректальной и вагинальной пальпации.

Лабораторные обследования состоят из общего анализа мочи, ее цитологического анализа на наличие опухолевых клеток.

Инструментальные методы занимают главное место в диагностике:

• УЗИ мочевого пузыря и почек с целью определения новообразования, его размеров, структуры, деформации стенок органа;
  • цистоскопия с проведением холодовой, щипковой или TYP-биопсии;
  • компьютерная, магнитно-резонансная или позитронно-эмиссионная томография органов малого таза, грудной клетки и брюшной полости для поиска метастаз;
  • сцинтиграфия костей для контроля отдаленных участков метастазирования.

ПРИНЦИПЫ ЛЕЧЕНИЯ

Хирургическое лечение начинают с трансуретральной резекции при мышечно-неинвазивной форме рака с целью удаления всех опухолевых узлов. Пациентам высокой группы риска рекомендована адьювантная БЦЖ-терапия. В случае безрезультатного лечения опухоль переходит в мышечно-инвазивную форму. С целью снизить риск прогрессирования проводится иммунотерапия вакциной для лечения рака мочевого пузыря БЦЖ.

Если БЦЖ-терапия неэффективна, выполняется радикальная цистэктомия. При первичном локализованном мышечно-инвазивном раке стандартным методом хирургии является радикальная цистэктомия несколькими вариантами:

• удаление мочевого пузыря единым блоком с висцеральной брюшиной и паравезикулярной клетчаткой, предстательной железой и семенными пузырьками;
  • уретерэктомия при опухолевом поражении простатической части уретры;
  • нервосберегающая операция у мужчин с сохранением сосудистых и нервных пучков для предупреждения эректильной дисфункции.

Вторым этапом радикальной операции является создание пути отведения (деривация) мочи. Классификация видов деривации:

• наружное отведение;
  • создание мочевых резервуаров;
  • орто- и гетеротопическая пластика мочевого пузыря;
  • отведение в непрерывный кишечник.

Органосохраняющие операции возможны только в сочетании с химиотерапией и лучевой терапией. Цитостатики вводятся внутривенно курсами или внутрипузырно однократно. Применение адьювантной (послеоперационной) химиотерапии обсуждается для каждого пациента индивидуально. При метастатическом раке мочевого пузыря химиотерапия обязательна.

Лучевой терапии подвергаются переходно-клеточные и плоскоклеточные опухоли. Она может самостоятельным вариантом лечения, пред- и послеоперационной (для снижения степени инвазии и риска рецидивов).

Фотодинамическая терапия  заключается в обработке лазером слизистой оболочки мочевого пузыря после внутривенного введения фотосенсибилизатора.

Клинические прогнозы

Современное состояние проблемы инвалидизации пациентов, перенесших радикальную цистэктомию, требует индивидуального подхода в каждом случае. Оценка качества жизни и работоспособности формирует новые комбинированные методы терапии с сохранением органа и его полноценного функционирования. Решение об органосохраняющем лечении принимается консилиумом специалистов.

Сопроводительная терапия пациентов с онкозаболеванием мочевого пузыря является неотъемлемой частью лечения. Она направлена на снижение гепатотоксичности, профилактику костных, инфекционных, кожных и сердечно-сосудистых осложнений. Данный вид помощи предоставляется в медицинском центре ЕвроСитиКлиник с первого дня обращения.

Медицинская реабилитация в виде ЛФК, физиотерапевтических методов обезболивания, психологической помощи полезна каждому пациенту.

Прогноз для выздоровления на ранних стадиях при адекватном лечении относительно благоприятный и составляет 50-60%. Наилучшие результаты дают комбинированные схемы (резекция мочевого пузыря, химио- и лучевая терапия), пятилетняя выживаемость при этом 50-80%.

Профилактика рака

Самый важный фактор, предупреждающий развитие онкологии мочевого пузыря, — отказ от курения. Результаты клинических наблюдений демонстрируют достоверную связь – в случае резкого отказа от курения риск возникновения рака в течение первых 4-х лет снижается до 40% и до 60% — в течение 25 лет.

В профилактику также входит:

• мероприятия по устранению вредных профессиональных факторов химического производства (исключение прямого контакта с химическими канцерогенами), радиационного воздействия;
  • своевременное опорожнение мочевого пузыря;
  • лечение хронических воспалительных процессов в мочеполовых органах.