Рак поджелудочной железы

Рак поджелудочной железы – злокачественное новообразование, исходящее из эпителиальных клеток органа.

В 10% случаев развитие рака обусловлено генетической мутацией и наличием наследственных синдромов (Линча, Пейц-Егерса, Гарднера, Гиппеля-Линдау). Заболевание может начаться с предраковых состояний – панкретические внутриэпителиальные неоплазии, внутрипротоковые  папиллярные и кистозные муцинозные опухоли. В процессе озлокачествления происходит накопление мутаций генов и ткани трансформируются в опухолевые.

К фактором риска возникновения рака относятся:

• хронический воспалительный процесс (панкреатит);
  • злоупотребление алкоголем;
  • курение;
  • сахарный диабет;
  • ожирение;
  • дефицит витамина Д.

Диагноз отображает локализацию процесса в органе — головка, тело, хвост, протоки железы. Согласно клиническим рекомендациям морфологическая характеристика насчитывает около двадцати разновидностей (аденокарцинома, бластома, перстневидноклеточный рак, солидный рак, смешанные формы и др).

Стадирование рака проводится по классической системе TNM (локализация и распространение опухоли, вовлечение лимфоузлов, наличие или отсутствие метастаз).

Симптомы

На ранних стадиях заболевания симптомы неспецифичны и носят характер общего недомогания:

• слабость, утомляемость;
  • снижение аппетита;
  • отвращение к жареной, мясной пище;
  • снижение веса;
  • ощущение дискомфорта в верхних отделах живота.

По мере прогрессирования и роста опухоли присоединяется клиническая симптоматика:

• желтуха и связанные с ней кожный зуд, потемнение мочи;
  • вздутие живота, ощущение тяжести после приема пищи;
  • отрыжка тухлым;
  • рвота непереваренной пищей;
  • выраженные боли в эпигастрии, левом подреберье, иррадиирующие в спину (зависят от локализации опухоли);
  • отеки (асцит).

Диагностика рака

Тщательный осмотр и жалобы пациента позволяют заподозрить развитие опасного процесса, особенно когда присоединяются характерные признаки на поздних стадиях.

В перечень лабораторных обследований входят:

• развернутый общий и биохимический анализы крови;
  • показатели функции печени и почек;
  • система гемостаза;
  • онкомаркеры РЭА, СА 19-9;
  • общий анализ мочи.

Обязательный инструментальным обследованием является эзофагогастродуоденоскопия (уточнение локализации опухоли и наличие стеноза двенадцатиперстной кишки, вовлечение в процесс органов гепатобилиарной системы) с биопсией новообразования и последующей морфологической верификацией диагноза. По усмотрению специалистов выполняется эндоскопическая холангиопанкреатография.

Компьютерная томография органов брюшной полости оценивает расположение, размеры опухоли, связь с соседними органами и крупными сосудами. С этой же целью выполняется УЗИ, но по информативности этот метод уступает КТ.

Рентген или КТ грудной клетки и головного мозга, УЗИ органов малого таза, магнитно-резонансная томография печени выполняются для поиска очагов метастазирования.

Генетическое консультирование при онкологии поджелудочной железы целесообразно проводить при наличии двух и более близких родственников, страдавших раком этой локализации или раком яичников, молочных или предстательной желез. При этом определяется мутация BRCAI.

В медицинском центре ЕвроСитиКлиник возможно проведение ранней диагностики рака поджелудочной железы: консультация онколога с физикальным осмотром, УЗИ, лабораторные обследования.

Способы лечения

Хирургическое вмешательство рекомендуется как основной метод при возможности проведения. При неоперабельном раке применяется паллиативное хирургическое лечение для купирования желтухи, непроходимости кишечника (стентирование желчного протока и двенадцатиперстной кишки).

Объем вмешательства зависит от локализации образования:

• головка поджелудочной железы – гастропанкреатодуоденальная резекция;
  • тело или хвост – дистальная субтотальная резекция;
  • карцинома всех отделов железы – тотальная панкреатэктомия.

Химиотерапия показана на предоперационном этапе с последующей оценкой результатов. После операции (оптимальный вариант через 6 недель) проводится адьювантная химиотерапия – гемцитабин и фторпиримидины внутрь или внутривенно. При метастазировании – лекарства вводятся системно.

Симптоматическая терапия подразумевает:

• желчеразгрузочную операцию для устранения желтухи;
  • стентирование двенадцатиперстной кишки при высокой кишечной непроходимости;
  • лапароцентез при асците (при неэффективности диуретиков).

Для облегчения выраженного болевого синдрома выполняется блокада чревного сплетения или лучевая терапия.

Поддерживающая сопроводительная терапия при химиотерапии применяется для снижения симптомов интоксикации, нарушения обмена веществ и облегчения нежелательных побочных реакций.

В центре ЕвроСитиКлиник онкобольным предоставляется детоксикационная, гепатотропная и остеомодифицирующая терапия, нутритивная поддержка, лечение анемии и коррекция гематологических осложнений.

Профилактика заболевания

В настоящее время прогноз для этого вида патологии неутешительный. После радикального хирургического лечения пятилетняя выживаемость составляет до 40-45%. Современные методы диагностики онкозаболеваний позволяют выявить патологию на начальных стадиях при условии раннего обращения за помощью.

Наследственные риски возникновения рака невозможно устранить, но их возможно свести к минимуму, особенно в пожилом возрасте, т.к. болезнь манифестирует обычно после 60 лет. Важным моментом является предупреждение и своевременное лечение хронических заболеваний поджелудочной железы и желчевыводящих путей (панкреатит, холангит, холецистит).

В этом плане решающую роль имеет соблюдение диеты, исключение или ограничение употребления:

• чрезмерно жирной и соленой пищи;
  • колбасных изделий и копченостей;
  • крепкого чая и кофе;
  • блюд жареного приготовления;
  • «тяжелых» для пищеварения кондитерских изделий;
  • кислых соков и газированной воды.

Для сохранения здоровья органа рекомендован полный отказ от алкогольных напитков и курения. При наличии болезней обмена веществ (сахарный диабет, ожирение) – контроль сахара, коррекция веса, нормализация режима питания, здоровая двигательная нагрузка.