Рак предстательной железы

Рак предстательной железы (рак простаты) – это злокачественное образование, исходящее из эпителия альвеолярно-клеточных желез предстательной железы. Причины развития заболевания до сих пор остаются неизученными. Доказано, что большую роль имеет наследственный фактор – у лиц, родственники которых страдали патологией, повышена вероятность возникновения заболевания. Клинически выявлена закономерность с некоторыми факторами:

• алиментарными особенностями (повышенное употребление животных жиров);
  • инфекционными агентами (гонорея);
  • вредными привычками (курение);
  • влиянием внешней среды (лучевая нагрузка, работа по ночам).

Морфологические формы (при гистологическом исследовании тканей простаты) представлены видами аденокарциномы:

• мелкоацинарная и крупноацинарная;
  • криброзная;
  • папиллярная;
  • солидно-трабекулярная;
  • эндометриоидная;
  • железисто-кистозная;
  • слизеобразующая.

Отдельные виды новообразований – переходно-клеточный и плоскоклеточный рак.

Стадии заболевания классифицируются по системе TNM, где Т – локализация и распространение опухоли в ткани органа и соседние ткани, N – вовлечение в процесс регионарных лимфоузлов, M – наличие метастазирования.

Так же используется шкала Глиссона, которая оценивает степень дифференцировки опухоли по 5 баллам, где 1 балл – высокодифференцированная опухоль, 5 баллов – низкодифференцированная. От этого значения зависит результат лечения и прогноз.

Симптомы рака

На раннем этапе заболевания симптомы отсутствуют. Развернутая клиническая симптоматика включает следующие группы симптомов:

1. Инфравезикальная обструкция
  • ослабление струи мочи;
  • чувство неполного опорожнения мочевого пузыря;
  • никтурия (преобладание ночного диуреза);
  • учащенное мочеиспускание;
  • ложные позывы к испражнению.
  1. Местное разрастание опухоли
  • гематурия (наличие крови в моче) ;
  • недержание;
  • гемоспермия (наличие семенной жидкости в моче);
  • снижение эректильной функции;
  • боли в области промежности и над лобком.
  1. Метастазирование
  • боли в костях, связанные с обструкцией мочеточников;
  • отеки ног из-за лимфостаза;
  • парезы и параличи из-за компресии спинного мозга метастазами.
  1. Общее состояние организма
  • анемия;
  • потеря массы тела;
  • недомогание, слабость, утомляемость.

Диагностика

При первичном осмотре обязательно проведение пальцевого трансректального исследования с целью пальпации опухолевых узлов.

Лабораторное обследование включает определение в крови простатспецифического антигена (ПСА) – онкомаркера, указывающего на возможное развитие рака простаты.

Инструментальная диагностика рака предстательной железы включает проведение:

• трансректального ультразвукового исследования;
  • магнитно-резонансной томографии;
  • компьютерной томографии.

Для диагностики метастаз выполняют КТ или МРТ органов малого таза и грудной клетки, сцинтиграфию скелета.

С целью определения морфологии опухоли проводится биопсия тканей органа и гистологическое описание.

Лечение рака

В настоящее время существует несколько видов лечения онкопатологии простаты: хирургическое вмешательство; лучевая, гормональная терапия, химиотерапия. Важным фактором является время начала борьбы с заболеванием. Решение о выборе того или иного метода помощи определяется консилиумом врачей нескольких специальностей.

В центре Evro cityclinic проводятся необходимые варианты лечения рака предстательной железы (что особенно важно – в день обращения пациента), в том числе химиотерапия по полису ОМС и поддерживающая сопроводительная терапия с целью купирования тяжелых побочных эффектов (гепато- и нефротоксичности; инфекционных, сердечно-сосудистых, костных осложнений).

Хирургическое лечение подразумевает простатэктомию – удаление органа с капсулой, семенными пузырьками и участком мочеиспускательного канала с формированием анастамоза для акта мочеиспускания. Операция гарантирует полное излечение при локализованном поражении и отсутствии метастаз. Простаткэктомия выполняется с несколькими доступами и модификациями (радикальная, нервосберегающая, спасительная).

Лучевая терапия

Это один из основных методов лечения заболевания. Может проводится в четырех вариантах:

• дистанционная;
  • контактная;
  • сочетанная;
  • внутритканевая (брахитерапия с разной степенью мощности).

Пациентам с распространенной формой онкологии для улучшения качества жизни и купирования болевого синдрома рекомендована паллиативная и симптоматическая лучевая терапия.

Гормональная терапия

Занимает главное место в лечении рака предстательной железы лекарственными препаратами. Пациенту вводятся таблетированные или инъекционные синтетические аналоги половых гормонов с целью подавления выработки собственных или их воздействия на злокачественные клетки.

Прогнозы

Современные методы диагностики при раннем обращении к врачу дают шанс на выздоровление с сохранением хорошего качества жизни. Достижения медицины в области высокоспециализированного радиотерапевтического оборудования, улучшение способов подведения лучевого воздействия прицельно к опухолевой ткани обеспечивает минимальное воздействие на здоровые органы, снижая риск осложнений.

При выявлении патологии на первой стадии шанс на выздоровление составляет до 90%. При метастазировании прогноз ухудшается, продолжительность жизни сокращается до 5-7 лет.

В связи с этим крайне важное значение имеет своевременное обращение к врачу и получение высококвалифицированной помощи.

Основные рекомендации по профилактике и ранней диагностике:

• регулярное прохождение диспансеризации и медицинских осмотров (посещение кабинета охраны мужского здоровья с выполнением ректального пальцевого обследования ежегодно после 40 лет);
  • сдача крови на ПСА ежегодно после 40 лет;
  • исключение возможных факторов, повышающих риск возникновения рака простаты (особенно при наличии генетической предрасположенности).

Путем исследований подтверждено, что активная половая жизнь (с защитой от инфекций, передающихся половым путем) способствует снижению риска развития рака. Положительное влияние так же оказывает инсоляция и подвижный образ жизни, стимулирующий кровообращение в органах малого таза и гениталиях и профилактирующий застой с развитием инфекционного вялотекущего процесса (простатита).