Узнав о диагнозе «Рак кожи», любой человек начинает паниковать. Несмотря на серьезность диагноза, при своевременном лечении прогноз для пациента зачастую благоприятный. Насколько опасен рак, сколько живут с данным заболеванием, какие виды опухолей бывают – все эти вопросы беспокоят больного.

Согласно МКБ-10 кожным патологиям присвоен код С44. Причины появления опухолей до конца не установлены. Медики сходятся во мнении, что для запуска заболевания, скорее всего, требуется влияние нескольких факторов.

К наиболее неблагоприятным обстоятельствам, могущим спровоцировать рак кожи, относятся:

1. Курение.
  2. Игнорирование правил личной гигиены.
  3. Нездоровое питание.
  4. Длительный контакт с канцерогенными веществами (нефть и нефтепродукты, продукты химической промышленности).
  5. Ранения, травмы.
  6. Злоупотребление солнечными ваннами.
  7. Термические или солнечные ожоги.
  8. Чрезмерное пользование солярием.
  9. Ионизирующее излучение.
  10. Гормональные встряски.
  11. Прием имунносупрессоров и кортикостероидов.

Также вероятность возникновения онкопатологий возрастает с достижением возраста 50 лет. Особенно внимательно к своему здоровью нужно относиться людям, в семейном анамнезе которых встречались случаи рака кожных покровов.

Кожные злокачественные новообразования можно разделить на группы:

• базальноклеточные;
  • плоскоклеточные;
  • меланома;
  • новообразования придатков кожи.

Базальноклеточный рак развивается из клеток базального слоя кожи. Начальная стадия проявляется в появлении новообразования диаметром около 2 см, которое травмируется и кровоточит. Располагается, как правило, на лице и шее. Локализация опухоли может быть на крыльях носа, около глаз, за ушной раковиной. Болезнь считается «раком пенсионеров», среди больных данной онкопатологией преобладают люди пожилого возраста, старше 60 лет. Встретить опухоль этого типа у ребенка практически невозможно.

Среди всех опухолей базалиома характеризуется самым положительным прогнозом. Данный тип рака практически не метастазирует, при получении больным своевременного и адекватного лечения рецидив случается крайне редко.

Меланомная опухоль развивается из меланоцитов. На ранней стадии выглядит как асимметричное пятно шириной в несколько миллиметров.

На патологичность образования указывает ряд признаков:

• болезненность при надавливании;
  • кровоточивость;
  • цвет — черный или темно-синий, иногда красный.

Опухоль локализируется на спине, на ногах, руках. Иногда местоположение образования необычно: слизистые оболочки рта, промежность, конъюктива глаз. Диагностика подобных случаев затруднительна.

Виды рака кожи

Меланома – агрессивный вид рака. Хороший прогноз больные получают при обращении к онкологу на начальных стадиях. В группе риска находятся люди, которые много времени проводят на свежем воздухе, загорают в солярии, имеют большое количество родинок или невусов.

Новообразования придатков кожи встречаются редко. К этой группе заболеваний относятся патологии сальных и потовых желез, новообразования из тканей фолликул. Аденокарцинома развивается из клеток желез. Выглядит как узелок синего цвета. Растет медленно, практически всегда обходится без метастазов. Веррукозная карцинома является разновидностью карцином. Локализируется на руках. Напоминает бородавку, это усложняет раннюю диагностику. Также имеет медленный рост и редко метастазирует.

Плоскоклеточный рак – немеланомный тип рака, который начинается из перерождения кератиноцитов. Данная опухоль отличается быстрым ростом и высокой вероятностью возникновения метастазов. Первейшей причиной онкопатологии врачи называют длительное пребывание под прямыми солнечными лучами. Опухоль локализируется на открытых участках тела. Как правило, поражаются ткани лица: нос, ушные раковины, виски, лоб. Кроме головы эпителиома может быть локализована на ноге, руке, на пальце, на границе эпителия и слизистой оболочки.

Клинические наблюдения

В зависимости от клинической картины выделяют экзофитную и эндофитную разновидности роста. Экзофитная форма проявляется в виде плотного ороговевшего узелка. Основание опухоли малоподвижное. Позже происходит переход в эндофитную форму. Опухоль выглядит как плотный узел, который переходит в язву, затянутую белесой пленкой. При надавливании узел кровоточит.

Вне зависимости от типа рака жизненно важно распознать первые признаки заболевания и начать лечение. При появлении любых подозрительных кожных патологий стоит пройти обследование. Для проведения диагностики будет проведено исследование крови, которое позволит выявить определенное вещество, являющееся продуктом жизнедеятельности опухоли — онкомаркер. Определить точный тип онкологического заболевания можно с помощью гистологии.

Начало болезни может протекать практически бессимптомно. Тревожные признаки, на которые нужно обратить внимание:

• появление узелков и уплотнений;
  • незаживающие язвы;
  • красные края новообразования;
  • увеличение очага в размерах, объединение нескольких мелких очагов в один;
  • рост невуса или родинки, нечеткость контуров.

Первая стадия хорошо поддается лечению. Даже в случаях с агрессивными новообразованиями прогноз для больного благоприятный. Запущенный рак гораздо сложнее вылечить. Применяется совокупность нескольких видов лечения, что довольно изнуряюще для организма.

В нашей клинике серьезно относятся к временному фактору в борьбе с онкопатологиями. В диагностическом блоке используются передовые технологии при определении типа опухоли, что позволяет поставить точный диагноз и подобрать лечение как можно раньше.

Также немало внимания уделяется психологическому комфорту пациента. Для этого в клинике создана спокойная атмосфера, в штате есть клинический психолог.

Для борьбы с онкологическим заболеванием применяются следующие методы лечения:

1. Хирургическое лечение (электрокоагуляция, кюретаж, операция по Мосху).
  2. Криодеструкция.
  3. Лазеротерапия.
  4. Лучевая терапия.
  5. Химиотерапия. Используются препараты: Cetuximab (Цетуксимаб), Cisplatin (Цисплатин), Carboplatin (Карбоплатин) и другие.

Решение по подбору терапии принимается в ходе консилиума, в котором принимают участие доктора разных специальностей.

Профилактика рака кожи заключается в соблюдении довольно простых правил:

• отказ от вредных привычек;
  • избегание контакта с прямыми солнечными лучами, использование средства до и после загара;
  • контроль родинок и невусов;
  • минимальное использование солярия.

Рак — уже давно не приговор. Сейчас есть множество способов лечения, в том числе и достаточно щадящих. Самое главное в борьбе с онкологией — своевременное обращение к врачу и точное соблюдение всех рекомендаций.