Рак прямой кишки

Прямая кишка — это конечный отдел пищеварительного тракта. Является частью толстого кишечника, сигмовидной кишки, заканчивается анальным отверстием, получила свое название из-за того, что не имеет изгибов, идёт прямо.

Прямая кишка имеет три отдела:

• Аноректальная часть — конечная, где располагается сфинктер.
  • Ампульная часть — самая широкая часть кишки, здесь скапливаются каловые массы.
  • Надампульная часть — располагается над ампулой, достаточно небольшой отдел.

Рак прямой кишки — злокачественное новообразование конечного отдела толстого кишечника из эпителиальных клеток. По статистике занимает 4-ое место среди всех онкологических патологий, 2-ое место среди онкологических патологий желудочно-кишечного тракта .

Образование патологических клеток начинается с нарушения апоптоза(запрограммированной гибели клеток), после чего происходит формирование и рост опухоли с прорастанием в соседние органы и с последующим метастазированием по системе кровеносных и лимфатических сосудов.

Предрасполагающие факторы

Это факторы, которые способствуют развитию данной патологии, но не являются этиологическими.

• Генетическая предрасположенность — наличие у близких родственников данной патологии.
  • Пищевые привычки — частое употребление в рационе красного мяса и молока.
  • Заболевания кишечника — неспецифический язвенный колит, болезнь Крона, наличие полипов(множественный полипоз), геморрой.

Виды рака прямой кишки

1. По гистологической картине (клетки из которых состоит опухоль):

• Аденокарцинома
  • Перстневидно-клеточный рак
  • Солидный рак
  • Плоскоклеточный рак
  • Скирр — фиброзный рак.

2. По расположению опухоли ( её локализации в отделе прямой кишки):

• Ампульное расположение в 80% случаев.
  • Надампульное расположение в 15% случаев.
  • Аноректальное расположение в 5% случаев.

3. По характеру роста опухоли:

• Эндофитный рост — внутри стенки кишки.
  • Экзофитный рост — в просвет кишечника.
  • Смешанный рост ( бывает наиболее часто).

4.По стадиям:

• Первая стадия — клетки отличаются от нормальных, опухоль имеет незначительные размеры. Клинических проявлений нет.
  • Вторая стадия — клетки значительно отличаются от нормальных, опухоль можно обнаружить при ректальном исследовании. Возможны первые клинические проявления.
  • Третья стадия — опухоль сформирована из атипичных клеток, имеет значительные размеры, прорастает за пределы прямой кишки, может прорастать в соседние органы и клетчатку. Есть явные клинические проявления.
  • Четвертая стадия — всё признаки третьей стадии, но дополнительно есть метастазы в других органах.

Первыми неспецифическими симптомами являются нарушения стула:

• Чередование поносов и запоров
  • Кал с примесью слизи
  • Ощущение неполного опорожнения кишечника.

Общими симптомами при онкологических заболеваниях являются:

• Резкое беспричинное похудение.
  • Субфебрильная температура на протяжении долгого времени.
  • Ощущение слабости, разбитости.

Специфическими симптомами при раке прямой кишки являются:

• Примесь крови в кале ( за счёт того, что каловые массы травмируют опухоль, выделяется кровь).
  • Запоры за счёт того, что опухоль растет в просвет кишечника и затрудняет прохождение кала по нему.
  • Боль при прорастании опухоли в соседние органы.
  • При метастатическом поражении лёгких, печени, головного мозга соответствующая симптоматика.

Обследования при подозрении на рак прямой кишки.

• Общий анализ крови.
  • Анализ кала на скрытую кровь.
  • Пальцевое исследование.
  • Ректороманоскопия.
  • УЗИ брюшной полости.
  • Рентген лёгких.
  • Колоноскопия с биопсией.
  • МРТ и/или КТ.

Лечение

1. Хирургическое лечение. Считается золотым стандартом в лечении рака прямой кишки. Операции проводят на всех стадиях рака. Главной задачей является устранение опухолевого очага. Также хирургически удаляются метастазы в других органах.

Часто при оперативном вмешательстве удаляют всю прямую кишку с анальным сфинктером и выводят стому на переднюю брюшную стенку. Через это стому выходят каловые массы в специальный калоприемник. После стабилизации состояния больного производят повторную операцию по восстановлению целостности кишечника, с формированием нового анального сфинктера.

Иногда операцию проводят одномоментно, то есть без формирования стомы. Но при данном виде рака есть много противопоказаний к одномоментному оперативному вмешательству.

2. Химиотерапия. При раке прямой кишки она разделяется на неоадъювантной, адъювантную и плановую.

• Неоадъювантная химиотерапия выполняется перед оперативным вмешательством и направлена на то, чтобы уменьшить размеры опухоли и/или размер и количество метастазов перед операцией.
  • Плановая химиотерапия — один из основных методов лечения после оперативного вмешательства при наличии метастазов.
  • Адъювантная химиотерапия выполняется после оперативного вмешательства, при отсутствии метастазов. Если у пациента есть риск возникновения метастазов в будущем, то проведение адъювантной химии снижает риск их возникновения на 80%.

3. Лучевая терапия используется как дополнительный метод лечения данного вида рака.

Статистика и прогноз

Особенностью данной локализации рака является то, что данная зона обильно кровоснабжается. Из-за этого метастазирование при раке прямой кишки происходит часто и довольно быстро. Чем моложе пациент, тем быстрее происходят все процессы. И наоборот, чем старше человек, у которого выявили данную патологию, тем медленнее и благополучнее будет протекать заболевание.

Наиболее благоприятным является прогноз для первой и второй стадии рака прямой кишки. После оперативного вмешательства и последующего восстановления целостности кишечника человек может полностью излечиться.

При третьей стадии лечение требуется более длительное, часто с адъювантной, неоадъювантной химиотерапией и хирургическим вмешательством. Следовательно сил и времени для восстановления и возвращения к обычному образу жизни нужно больше.

При четвертой стадии в современном мире у человека есть все шансы увеличить продолжительность жизни и её качество. При своевременно начатом лечении, правильно поставленном диагнозе и хорошей диагностике.

Врачи клиники ЕвроСитиКлиник помогут вам на каждом этапе диагностики и лечения. Все этапы вы пройдете рука об руку с высококлассными специалистами, которые помогут вам вылечится или сохранить достойное качество жизни.