Рак шейки матки

Рак шейки матки — наиболее распространенный вид онкологических заболеваний у женщин после рака молочной железы. Это заболевание встречается чаще у пациенток старше 40 лет, но и в более раннем возрасте есть вероятность его  обнаружения. В России ежегодно выявляются более 17000 раковых заболеваний шейки матки.

Виды рака шейки матки:

• Предраковые заболевания ( эрозии, псевдоэрозии, дисплазии, кондиломы, воспалительные процессы эндометрия) и рак шейки матки in situ. В этих случаях перерожденные клетки не выходят за границы эпителиального клеточного слоя.
  • Плоскоклеточный ( инвазивный, частота-80%), причиной  которого чаще всего является мутация ДНК клеток, пораженных вирусом папилломы человека. Здесь большое значение имеет форма рака и степень дифференцированности клеток. Наиболее часто встречаются: ороговевающий — высокодифференцированный, неороговевающий — дифференцированный, низкодифференцированный, базалоидный, кондиломатозный ( бородавчатый), лимфоэпителиоподобный, папиллярный ( сосочковый).
  • Аденокарцинома (частота-20%) — самый трудновыявляемый рак, т.к. очаг поражения находится в канале шейки матки.
  • Редкие виды рака ( встречаются реже 1%) : муцинпродуцирующий, нейроэндокринный и светлоклеточный .

Симптомы разных видов рака зависят от его вида и стадии. Общим для всех является то, что довольно долго пациентов ничего не беспокоит. Длительное бессимптомное течение очень коварно и приводит к упущенному времени лечения. На стадии дисплазии и неинвазивного рака диагностировать такое заболевание можно только при проведении гистологического лабораторного обследования.

Основные симптомы

• болезненные и более длительные, чем ранее менструации;
  • большое количество выделений нехарактерной вязкости и прозрачности с неприятным запахом, кровянистой бледно-коричневой слизи, в стадии распада опухоли выделения принимают вид  мясных помоев со зловонным запахом;
  • кровянистые выделения после полового акта, гинекологичесго осмотра и в других случаях, ранее не вызывающих кровоточивость;
  • слабость, головокружение, быстрая утомляемость, головная боль и другие симптомы анемии, а значит и недостатка кислорода, поступающего к головному мозгу;
  • снижение веса;
  • повышение температуры, характерное для интоксикации;
  • боли в низу живота от дискомфорта до значительно выраженных с иррадиацией в поясницу;
  • боль и дискомфорт при мочеиспускании, постепенно развивается потеря контроля над мочеиспусканием;
  • кишечные расстройства;
  • отеки, вызванные поражением лимфатической системы;
  • увеличение размеров одной из нижних конечностей из-за отека вследствие обструкции вен и лимфатических сосудов.

Стадии заболевания

• Стадия 0: опухоль не выходит за пределы эпителиального слоя, не поражает соседние слои клеток, близлежащие органы и регионарные лимфоузлы.
  • Стадия 1: опухоль захватывает низлежащие ткани органа, но не распространяется за пределы шейки матки, не затрагивает лимфоузлы.
  • Стадия 2: опухоль распространяется за пределы шейки матки, но не поражает стенки таза и нижнюю часть влагалища.
  • Стадия 3: опухоль достигает стенки таза и нижней трети влагалища, поражает близлежащие лимфоузлы, но не имеет метастазов.
  • Стадия 4: опухоль выходит за пределы малого таза, прорастает в другие внутренние органы и поражает множественные лимфоузлы.

При своевременном и правильном лечении болезнь можно остановить. В нашей клинике применяются современные методы терапии, рекомендованные российскими и зарубежными медицинскими сообществами RUSSCO, ESMO, NCCO, NCCN, НМИЦ онкологии имени Н.Н.Петрова. На основании данных диагностики онкологический консилиум хирургов, радиологов и химиотерапевтов-онкологов, используя дифференцированный подход, составляет индивидуальный план лечения.

Лечение

Химиотерапия проводится в комплексе с оперативным лечением, в комплексе с лучевой терапией или как самостоятельный метод ( при паллиативной помощи для уменьшения размеров опухоли с целью облегчить состояние пациента и уменьшить болевой синдром).

Дооперационная (неоадьювантная) химиотерапия используется для снижения размеров опухоли. Послеоперационная (адьювантная) нужна для предупреждения метастазирования и предотвращения рецидивов.

Для достижения нужного эффекта используются высокотоксичные препараты, которые повреждают не только больные ткани и органы, но и здоровые. Поэтому очень важно правильно подготовиться к этому этапу лечения: по возможности излечить сопутствующие заболевания, укрепить иммунитет, снизить интоксикацию и нормализовать работу желудочно-кишечного тракта. Очень важным на всех этапах лечения являются психологический настрой и мотивация, приверженность лечению, доверие врачу и выполнение медицинских рекомендаций.

Лучевая терапия используется в трёх вариантах:

• внутри полостное облучение ( на ранних стадиях);
  • внешнее облучение ( когда полостное по каким-либо причинам неэффективно или невозможно);
  • комбинированное облучение.

Этот высокоэффективный метод неизбежно влечет за собой какие-либо осложнения, как самые распространенные: диарею, тошноту, анорексию, ожоги кожных покровов, так и более редкие: образование некроза и фистул- омертвения и разрушения тканей. Тяжёлые последствия лучевой терапии требуют коррекции, иногда хирургической.

Лечение и излечение рака шейки матки возможно на любой стадии болезни. Продолжительность жизни пациентов зависит от вида онкологии, стадии заболевания, качества лечения и сопутствующих заболеваний. На ранних стадиях возможно полное выздоровление, на поздних необходима паллиативная медицинская помощь.

Наша клиника обладает самым современным оборудованием для раннего выявления онкологических заболеваний: эндоскопическим, УЗИ, МРТ, КТ, ПЭТ-КТ. Здесь проводят комплексное лабораторное обследование от общих анализов до онкомаркеров SCC и гистологического обследования материала. Мы предлагаем Вам приходить не только для диагностики и лечения онкологических заболеваний, но и с профилактической целью: для проведения физикального осмотра, скрининг-тестов и вакцинации против ВПЧ.