Повторное заражение COVID-19

В настоящее время повторные случаи заражения SARS-CoV-2 — реальность, но весьма неоднозначная. Не ясно, насколько часто встречаются настоящие повторные заболевания, а насколько — то, что за них ошибочно принимают. Ученые спорят, действительно это реинфекция или же вирус может подолгу «жить» в организме однажды зараженного (как вирус Эбола).

Опубликованы клинические наблюдения Американских и Индийских врачей. В штате Невада еще в 2020 году описан случай 25 летнего молодого человека без сопутствующей патологии, который болел дважды. Первый раз инфекция протекала легко, а еще через месяц, после двух отрицательных ПЦР-тестов — тяжело, потребовалась даже искусственная вентиляция легких (ИВЛ). При выполнении генетического анализа вируса доказано, что это были разные виды SARS-CoV-2.

В августе 2021 Индийские врачи описали случай трехкратного инфицирования у медицинской работницы. 16 августа 2020 года она заболела впервые, два ПЦР-теста подряд показали, что женщины заражена, но симптомов не было. 1 февраля и 15 марта 2021 года женщина привилась двумя дозами вакцины AstraZeneca (Covishield — индийского производства). Через 3 недели после второй дозы вакцины она заразилась SARS-CoV-2 «Альфа» («британский» штамм). Течение COVID-19 было среднетяжелым, беспокоили: боль в мышцах, острая боль в животе, температура, усталость. Через десять дней амбулаторного лечения все симптомы прошли. А в конце апреля, всего через четыре дня после выздоровления, женщина заразилась «Дельта» штаммом. То, что это именно он подтвердил полный генетический анализ. Болезнь проявлялась одышкой, головными болями, усталостью, кашлем, температурой, которая то приходила, то уходила две недели подряд. Пациентки испытывала трудности с дыханием и провела в больнице пять суток на кислородной терапии. После выписки проблемы с дыханием и кашель у нее сохранялись в течение месяца. В обоих этих случаях до повторного инфицирования прошло менее 90 дней.

В другой исследовательской работе ученые оценивали время до повторного заражения пациентов SARS-CoV-2 среди опубликованных работ на Medline, EMBASE and medRxiv за 2020 год. После тщательного отбора публикаций (обязательное условие полное генотипирование вируса) проанализировали описание клинических случаев 13 пациентов, у которых среднее время до повторного инфицирования составило в среднем 60 суток (максимально 108 суток). То есть повторное заболевание у большинства развилось до 90 суток от предыдущего (эта временная граница ранее являлась критерием «повторного заболевания»).

Но есть работы, где полное чтение генома вируса у снова заболевших не позволило достоверно определить повторное это заболевание или все то же, просто длительное. Определяемые вирусы были сходны с тем штаммом, который у них был в первый раз. Сходен, но не идентичен. Поэтому определение повторно заболевших при выявлении схожих вирусных геномов остается сомнительным.