Самые распространенные симптомы сохраняющиеся после перенесенного COVID – 19

Учитывая некоторую путаницу в существующей терминологии, постараемся внести ясность, что считать острым COVID-19, затяжным течением (в т.ч. лонг- Ковид), а что постковидным синдромом. В декабре 2020 г. Национальным институтом здоровья Великобритании была предложена следующая классификация состояний, ассоциированных с COVID-19:

— острый COVID-19 (симптомы, длящиеся до 4 недель);

— продолжающийся симптоматический COVID-19 (симптомы, продолжающиеся от  4 до 12 недель, лонг — Ковид 4 недели и более);

— постковидный синдром (симптомы, длящиеся свыше 12 недель, не объяснимые альтернативным диагнозом, способные меняться со временем, исчезать и вновь возникать, затрагивая многие системы организма).

Известно, что длительность, количество и степень выраженности симптомов после перенесенной коронавирусной инфекции зависит от того, насколько тяжело протекало заболевание в острой фазе. Самые распространенные осложнения после коронавируса — повышенная утомляемость, одышка, боль в области грудной клетки, потеря обоняния, головные боли, нарушения сердечного ритма, сна и т.д.

Пациенты тяжело переносившие COVID-19 довольно часто страдают от последствий болезни. По данным британского фонда исследования постковида PHOSP-COVID среди 1170 выписанных из стационаров, через пять месяцев только 28,8% чувствовали себя полностью поправившимися. Более чем у 70% пациентов (только 27% из них  были на механической вентиляции) отмечались нарушения физического и/или психического здоровья: ноющие боли в мышцах, усталость, слабость, боли в суставах, одышка, замедление мышления, нарушения памяти, ухудшение переносимости физических нагрузок. Из них 17,8% прекратили трудовую деятельность, а 19.3% поменяли работу из-за проблем со здоровьем.

При легком течении острого периода COVID-19 труднее оценивать его последствия. Журнал Nature опубликовал результаты масштабного исследования частоты последствий COVID-19 среди пациентов медицинской системы Министерства по делам ветеранов США за полугодовой период наблюдения после острой фазы. Проанализировано состояние 73,5 тысяч переболевших в легкой форме, не потребовавших госпитализации, и почти 5 миллионов не болевших. Наиболее распространенными симптомами постковида стали: одышка или затрудненное дыхание, слабость, боли в грудной клетке, тревожность, депрессия, кашель, нарушения сна, аритмии.

В журнале JAMA Шведские ученые опубликовали результаты наблюдений за переболевшими COVID-19 пациентами. В работе оценивались симптомы 323 работников лечебных учреждений, переболевших COVID-19, а также 1072 работников из контрольной группы, которые не были инфицированы коронавирусной инфекцией в течение всего хода исследования. Согласно полученным данным, 26% переболевших жаловались на по крайней мере 1 выраженный симптом, который длился более 2 месяцев. В целом 11% участников инфицированной группы сообщали о как минимум одном клиническом проявлении, негативно влиявшем на работоспособность или качество жизни. Когнитивных нарушений (снижения памяти или концентрации) среди легко переболевших медицинских работников зафиксировано не было.